Бусел А.И.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

(Марксизм-ленинизм и религия)

 

Один из задиристых читателей на упоминание о «Христе – вожде бедняков» парировал, что Маркс и Ленин называли религию «опиумом народа». Увы, он не единственный, у кого всё знание религиозно-философских проблем марксизма-ленинизма сводится лишь к этим трем словам. Такой выхолощенный «марксизм-ленинизм» льет воду на мельницу противников коммунизма, которые только и мечтают стереть всякую память о нем. Поэтому снова придется вкратце напомнить некоторые проблемные положения марксизма-ленинизма и христианства, знания о которых будут весьма полезны всем.

 

1.  Формула Маркса «Религия есть опиум народа» относится  к монотеизму, богом которого является «иудейский, исключительно национальный бог Яхве», поскольку богослов Гегель и другие религиозные философы того времени отождествляли Абсолют, лежащий в основе всех явлений природы и общества, с этим иудейским богом. Увы, таков в то время был уровень богопознания (таким он остается у многих и сейчас). А Маркс и Энгельс шли от Гегеля и тогдашних исследователей и критиков религии. Вот их заключение:

«Греческая вульгарная философия вела к учению о едином боге Также иудейство дошло… до превращения прежнего исключительно национального бога Яхве в единственного бога, творца неба и земли Так монотеистическая вульгарная философия встретилась с вульгарной религией, которая преподнесла ей единого бога в совершенно готовом виде» (т. 19, с. 308-309). «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни… В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы… Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм, который исторически был последним продуктом греческой вульгарной философии более поздней эпохи и нашел свое уже готовое воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Яхве». (т.20, с.328-329)

 

2. Известно, что первоначально Яхве был богом племени Иуды и считался не единственным, а был одним из богов (богом Луны) и входил в состав многочисленного пантеона богов.  Но в Библии Яхве твердит иудеям: «кроме Меня, нет Бога ни на земле, ни на небе», «Я, я, Я Бог, и нет иного», «Я Бог единый» и т.д.  Благодаря догматическому богословию,  этот иудейский бог Яхве (Иегова) действительно возвысился до мирового «единого бога».

Энгельс:  «Старый “единый и неделимый” Иегова… из иудейского национального божества превратился в единого высочайшего бога неба и земли, кото­рый претендует на господство над всеми народами». (Энгельс Ф. «К истории первоначального христианства»).

 

3.  Христос, посланный «к заблудшим овцам дома Израилева», заявлял иудеям, что они не знают истинного Бога: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего», «Истинен пославший Меня, которого вы не знаете», «ваш отец диавол, человекоубийца, лжец и отец лжи» (Ин. 7:28; 18:18,26; 17:3; 8:44). Диавол – Лукавый Дух, сатана. Апостолы призывали верующих: «Братия, да познаем Бога истинного и будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей есть истинный Бог…» (1 Ин. 5:20)

Итак, по крайней мере, речь идет уже о четырех богах, из которых два истинных, а два – ложных. Апостолы предупреждали также, что в мире царит тайна беззакония.

 

4. Первые христиане под руководством Апостолов создали коммуну: «Всё у них было общее и разделялось на всех, чтобы не было нуждающихся» и т.д.  – сейчас об этом не знает только ленивый. (Община – лат. коммуна.) Богом этой коммуны был Дух Святой, который сошел на Апостолов в виде языков пламени. (Вспомним слова Христа: «Огонь пришел Я низвести на землю…»). Об этом же Боге-Духе Святом говорил Петр, уличая во лжи Ананию с женой, которые утаили часть денег от членов коммуны, после чего были наказаны внезапной смертью.

(Дух есть сознание, мышление, разум).

 

5. Первая христианская коммуна явилась образцом устройства справедливого общества - Царства Божьего, и реально существовала на земле,  а не на небе в загробном мире,  как позже стала толковать Царство Божие духовенство, извратившее учение Христа в пользу имущих классов. Именно это господствующее лжехристианство, обещавшее бедным справедливость и утешение в загробной жизни на небе, критиковали Маркс и Энгельс:  

«Социальные принципы христианства переносят на небо… компенсацию за все испытанные мерзости, оправдывая тем самым дальнейшее существование этих мерзостей на земле... Уничтожение феодального рабства сделало "чистоган единственной связью между людьми". Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу - возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги - отчужденная, пустая абстракция собственности, - делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира - усовершенствованная, законченная, универсальная продажность - носит более бесчеловечный характер, чем крепостное право феодального времени; проституция носит более безнравственный и более грубый характер, чем право одной ночи. - Выше этого христианский миропорядок подняться не может; он должен рухнуть от внутренних причин и уступить место человеческому, разумному строю». (Энгельс Ф. «Положение в Англии»)

 

6. Несмотря на то, что Христос назвал иудейского бога диаволом, а Павел – «богом лукавого века сего», для господствующего христианства по сей день «нет Бога кроме Яхве».  Маркс писал: «Бог евреев стал мировым богом… Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство… Христианство только по видимости преодолело реальное еврейство… Сущность современного еврея мы находим не только в Пятикнижии или Tалмуде, но и в современном обществе» («К еврейскому вопросу»).

 

7. Однако молодые Маркс и Энгельс в пылу критики хватили через край. Они назвали христианство «религией частной собственности» и  «специфической религией капитала», - перенеся таким образом эти определения и на первоначальное коммунистическое христианство, хотя понятно, что их критика относится к позднейшему извращенному христианству. Далее. Вслед за Фейербахом и другими критиками того времени, Маркс и Энгельс назвали господствующее христианство  «сущностью религии», «религией как таковой», «абсолютной, т.е. абстрактной религией», а также «опиумом народа» (поскольку оно утешает наградой в загробной жизни на небе). В итоге критические характеристики господствующего христианства были перенесены не только на христианство в целом, но и на религию в целом, - хотя из марксистского определения религии должно быть понятно, что речь идет об иудейской монотеистической религии Яхве/Иеговы, «бога лукавого века сего»:

«Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия». (Маркс К.. Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 414-415).

Марксу вторил Ленин, из слов которого совершенно ясно, что речь идет всё о той же иудейской монотеистической религии, обещающей беднякам справедливость на небе:

«Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь… Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит терпению и смирению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду... учит безропотно переносить земной ад ради небесного будто бы рая… Современный сознательный рабочий… предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь…  Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бо­роться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом. Но мы основали свой союз, РСДРТХ между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих» (Ленин В. И.. ПСС. Т. 12, с. 143, 145—147).

 

8. Первоначальное коммунистическое христианство дало толчок развитию коммунистического движения на европейском континенте. Широко заявило оно о себе в Западной Европе в  годы Реформации. Энгельс писал, что классовая борьба вначале протекала под знаком религии - борьба пролетариата за уничтожение классов вытекает из христианских требований равенства: «…Пролетарское требование уничтожения самих классов выступает сначала в религиозной форме, примыкая к первоначальному христианству» («Анти-Дюринг»). «Таково было движение анабаптистов, Томаса Мюнцера во время Реформации и Крестьянской войны в Германии, левеллеров – во время великой английской революции  (истинные левеллеры, “истинные управнители”, или “диггеры-копатели” выражали интересы беднейших слоев деревни в английской буржуазной революции, требовали ликвидации частной собственности на землю, уравнительного коммунизма и пытались их осуществить на практике путем коллективной распашки общинных земель), - Бабефа – во время великой французской революции». (Энгельс Ф. «Развитие социализма от утопии к науке».)   

Энгельс называл богослова Т. Мюнцера «пророком революции», а возглавляемую им крестьянскую войну в Германии – «самой величественной революционной попыткой немецкого народа».

 

9. Энгельс указывал на связь, идущую через все средневековье, между первоначальным христианством, массовыми религиозными движениями народной Реформации и рабочим коммунистическим движением, «уже с красным знаменем в руках». Он отмечал: «Параллель между обоими этими историческими явлениями напрашивается уже в средние века, при первых восстаниях угнетен­ных крестьян и в особенности городских плебеев. Эти восстания… выступали… в форме борьбы за восстановление первоначального христианства, подвергающегося прогрессирую­щему вырождению (…) Черта эта про­ходит через все средневековье, постепенно исчезая после Кресть­янской войны в Германии, чтобы вновь возродиться у рабочих-коммунистов после 1830 года. Как французские революционные коммунисты, так в особенности Вейтлинг и его последователи ссы­лались на первоначальное христианство задолго до того, как Эрнст Ренан сказал: Если хотите представить себе, чем были первые христианские коммуны, общины, присмотритесь к какой-нибудь секции Международного Товарищества Рабочих”… Как наши первые коммунистические общины, так и первые христиане отличались беспримерным легковерием по отношению ко всему, что им подходило, так что у нас даже нет уверенности в том, не вкрался ли в НАШ НОВЫЙ ЗАВЕТ тот или иной отрывок большого количества писаний, сочиненных для христиан Перегрином». (Энгельс Ф. «К истории первоначального христианства». соч., т. 22, с. 465-492;  «Книга Откровения», соч., т.21, с.7-13).

Чем глубже Энгельс исследовал Евангелие, тем чаще находил волнующие аналогии: история Коммунистической партии повторяет историю первых христиан. Он писал: «Почти 1800 лет назад в Римской империи тоже действовала опасная партия переворота, - партия переворота, известная под именем христиан... Император Диоклетиан издал закон против социалистов, то бишь христиан... И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты... Социализм, в той мере, в какой он тогда был возможен, действительно существовал и даже достиг господства - в лице христианства. Дело лишь в том, что это христианство, - а в силу исторических предпосылок иначе и не могло быть, - хотело осуществить социальное переустройство не в этом мире, а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни после смерти». - Лжеучение церкви Энгельс называл «историческими предпосылками» и не замечал нелогичности своего высказывания: христианская коммуна реально существовала на земле, а не на небе. Богослов Мюнцер учил: «Небесное – это земное, доведенное до совершенства».

 

10. Особенно красноречив тот факт, что марксистский «Союз коммунистов» образовался в Германии из революционного христианского «Союза справедливых», идеологом которого был проповедник раннехристианского коммунизма В. Вейтлинг - организатор и агитатор рабочих, широко использовавший тексты Евангелия для обоснования своей теории. Движимый теми же задачами, что и марксисты, «Союз справедливых» предложил созвать в мае 1847 г. международный коммунистический конгресс с целью создания крепкой партии. Марксу и Энгельсу было предложено стать членами «Союза», предоставлена возможность изложить свой «критический коммунизм» в виде манифеста и дано согласие на обновление идейных принципов и структуры «Союза». Маркс и Энгельс вступили в организацию, которая в 1847 г. была переименована в «Союз коммунистов». Составленный Энгельсом проект под названием «КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ» стал основой его программы. В итоге вейтлинговский «Союз справедливых», основывавшийся на Евангелии, стал марксистским «Союзом коммунистов».

 Таким образом, христианский коммунизм смыкается с марксизмом, перерабатывается им, освобождаясь от устаревших понятий и норм, и выливается в учение научного коммунизма.

 

11. Каждый, кто мало-мальски интересовался отношением основоположников марксизма-ленинизма к религии,  знает, что оно противоречиво и развивалось и углублялось на протяжении всей их жизни по мере усвоения новых знаний. Маркс и Энгельс писали о разных исторических формах христианства, Ленин различал уже реакционные и прогрессивные формы религии. Ведь эволюция постепенно движется от низших ступеней к высшим, и каждая следующая ступень вырастает из предыдущей ступени, сохраняя преемственность с ней, но освобождаясь от всего старого, отжившего. И учение Нового завета есть учение постепенной эволюции от ветхого мира, ветхого человека - к Новому Миру и Новому Человеку, Богочеловеку и Богу (так что высшие ступени христианства нам еще и не снились).

Истинные марксисты-ленинцы боролись с реакционными силами, а с представителями прогрессивных форм религии сотрудничали.

Так, постановление пленума ЦК РКП(б) о постановке антирелигиозной пропаганды от 9 августа 1921 г.  предписывало быть особенно внимательными «по отношению к тем религиозным группам и сектам, которые в своих социально-политических и социально-хозяйственных планах являются прогрессивными и несут в себе зачатки коммунистического взгляда». Затем по инициативе Ленина коммуно-сектанты были привлечены к созданию образцовых колхозов, одним из которых был колхоз «Лесные Поляны» в Московской области.

Еще ранее, в 1919 г. на VIII съезде РКП(б) была принята новая Программа партии, разработанная под руководством и при непосредственном участии Ленина. Содержание этой Программы в отношении христианства разъяснялось в статье наркома просвещения Луначарского «Об антирелигиозной пропаганде», впервые напечатанной в журнале «Революция и церковь», 1919, №1. В ней указывалось «на полное несоответствие жизни духовенства и того строя, который им всегда поддерживался, - и простым и по существу крестьянским положением о правде Божьей, которая есть в сущности своей известный инстинкт братства, уравнительности, честности». Подчеркивалось, что господствующее христианство «указывает на загробную жизнь как на истинную цель бытия и этим самым дает возможность, запугивая адом и заманивая раем, заставлять массы отрекаться от своих законных требований и блуждать между химерами». Подчеркивалось, что первоначальному христианству были «присущи демократичность, уравнительный потребительский социализм и значительная доля революционности», и что «мы [большевики] оставляем многие из христианских идеалов, но хотим, чтобы Царство Божье было осуществлено на земле руками человека-труженика: земное богатство, справедливое распределение – вот то, что послужит фундаментом для дальнейшего развития всех сил, заложенных в человеке». Говорилось также «о возникновении духовенства в недрах христианских общин и о бесстыдном предательстве этим духовенством пролетарской христианской общины, путем союза с той самой властью, которая в самых энергичных выражениях осуждается Евангелием». Говорилось также о том, что надо «первоначальный смысл христианства вырвать… из рук прислужников господам, у которых оно стало оружием против масс, сделать его опять руководителем этих масс… и вновь повторить,… что ошибка всякого рода христианских социалистов заключается в том, что, веря в загробный мир и второе пришествие, они не могут быть подлинными революционерами…»[1]

 

12. Марксизм-ленинизм (тоже имеющий свои низшие, вульгарные формы и высшие, прогрессивные духовные формы) является одной из ступеней эволюции, и вырос из т.н. «утопического» коммунизма, который явился идейным источником научного коммунизма. Ленин:  «Первоначальный социализм был утопическим социализмом». В своих проектах светлого будущего «утописты» сочетали первоначальное христианство и учение Платона о «наилучшем государстве».  

От теоретиков христианского коммунизма марксизм-ленинизм воспринял учение совершенствования человечества от ветхого (старого) мира к Новому Миру. Продолжением и развитием евангельского учения совершенствования является учение марксизма-ленинизма о воспитании, формировании нового, высокосознательного, высокодуховного, высоконравственного, совершенного человека, о строительстве нового общества, Нового Мира (или Царства Божьего на земле).

Даже сам нынешний Патриарх ПРЦ вынужден был признать: «Ведь очень интересная вещь произошла в советское время. Ведь марксизм заимствовал христианскую мораль. И “Моральный кодекс строителя коммунизма”… заимствовал очень многие важные христианские постулаты. Он не апеллировал к религиозной вере, потому что в основе марксизма лежат атеистические убеждения, но чисто формально мораль Коммунистической партии более или менее соответствовала тем нормам, которые проповедовала [христианская] вера… С точки зрения формирования ценностей в обществе, да, была некая скоординированная система: школа, писатели, поэты, ученые, телевидение, — все работало в определенной системе ценностей, которые по фактическому признаку были отражением (вернее, развитием. – А.Б.) христианской системы». [2]  - Тогда вперед к коммунизму, Ваше Святейшество, что же Вы?

 

13. «Атеизм» марксизма-ленинизма в действительности есть лишь отвержение  монотеистической религии «единого и единственного» иудейского бога Яхве (которого, повторим, Христос называл диаволом, Павел – «богом лукавого века сего», Маркс – мамоною, капиталом), а также  переходная ступень к вере в светлое будущее, Солнце правды. Или, по-другому, переходная ступень от темного, злого, лукавого Духа - к светлому, благому, доброму, Святому Духу (или Высшему благому Разуму, по Платону) - единой вершине для всех религий и конфессий. И потому учение марксизма-ленинизма надконфессионально. Высшие формы марксизма-ленинизма есть светское учение Духа Святого, «который втайне».

 

14. Что касается мусульман, то для них Христос является посланником и пророком Аллаха (который является тем же богом Луны – взгляните на полумесяц ислама). И только через учение Христа можно поднять их на следующую ступень духовной эволюции и привести к социализму. Ибо для них марксизм-ленинизм, как и для воцерковленных христиан, - это «безбожное» учение.

По Корану, Аллах дал Тору через Моисея, потом Евангелие через Иисуса, а после Коран через Мухаммеда. Однако, как и в законе Моисеевом, в  Коране вся «любовь к ближнему» сводится не к социальному равенству, а к милостыни бедным. Но мусульмане обязаны знать Писания, предшествующие Корану. В том числе знать и Евангелие, где говорится о тайне беззакония, необходимости различать добро и зло, истину и ложь, и где сказано, что «Бог  избрал бедных мира [ветхого] сего (т.е. пролетариев) быть наследниками Царствия». И Христос призывает к себе  нищих, бедных, голодных, трудящихся, угнетенных, предрекая горе богатым и пресыщенным.

Пока эта истина неведома бедным рабам Аллаха, которые еще не держали Евангелия в руках. Но она помогла в свое время латиноамериканским вождям бедняков (Фиделю Кастро с товарищами, Уго Чавесу и др.), которые взяли ее на вооружение и соединили марксизм-ленинизм и общинное христианство. Крайняя бедность быстро приводит к Христу – вождю бедноты. Коммунистам следует помнить об этом, если они называют себя вождями пролетариата – неимущего класса,

 

В заключение - выдержки из учебника  «Очерк  теории  социализма», М., 1989, с. 30 – 32.

 

Исторические предпосылки возникновения идей

утопического социализма и коммунизма

 

«…Предыстория научного коммунизма отражает возникновение и развитие классово-антагонистического общества и совпадает с развитием гуманистической критики социальной несправедливости. Ф. Энгельс писал: “Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью”1. Впоследствии эта жажда наживы оправдывалась, нередко даже идеализировалась теоретиками эксплуататорских классов, чего еще не было в античную эпоху. Почти все античные мыслители осуждали стяжательство, хотя большинство из них оправдывало рабовладение, видя в нем единственно возможное условие существования цивилизации.

 

Освободительное движение рабов не могло завершиться победой этого класса: рабы не были носителями нового, более прогрессивного способа производства. Подавление восстаний рабов господствующим классом Римской империи, с одной стороны, и кризис рабовладельческой системы производства - с другой - такова была социально-экономическая почва, на которой возникло христианство. Раннее христианство, отмечал Энгельс, вербует своих приверженцев среди рабов и неимущего свободного люда, проповедуя презрение к богатым, могущественным, господствующим социальным группам рабовладельческого общества. В этой связи Энгельс характеризовал его как созданное массами революционное движение.2 Понятно поэтому, почему в Библии звучат нотки осуждения богатства, жажды наживы, провозглашаются наивно-утопические коммунистические идеи.

В Евангелии от Матфея Иисус предлагает юноше, выражающему готовность стать его последователем, отказаться от унаследованного им богатства, раздать его неимущим. В Деяниях Апостолов мы находим такую характеристику одной из первых христианских общин: “…никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду”.

 

В дальнейшем по мере утверждения нового, феодального способа производства христианство становится официальной, господствующей религией, оправдывающей существующий эксплуататорский строй. И содержавшийся в этой религии протест против господства имущих классов, так же как и наивные утопически-коммунистические идеи, все более отходят на задний план, затушевываются, замалчиваются.

 

В феодальном обществе религия была, по существу, единственной духовной пищей масс. Неудивительно поэтому, что и борьба феодального крестьянства против эксплуатирующих сословий постоянно облекалась в религиозные одежды. Этим объясняется и тот факт, что первые антифеодальные революции,  носившие, по существу, буржуазный характер, непосредственно выступали как религиозные войны, хотя в действительности борьба шла за земные, насущные экономические интересы. Такова была Реформация начала XVI в. в Европе.

Энгельс особенно выделял среди деятелей Реформации вождя крестьянской массы в Германии Т. Мюнцера. Характеризуя религиозные проповеди Мюнцера, в которых он призывал к борьбе против эксплуататоров с целью устроения на земле такого общественного строя, который полностью соответствовал бы евангельским заповедям, Энгельс подчеркивал, что, по существу, они приближаются к проповеди идей утопического коммунизма.

 

Нидерландская революция XVI в., Английская буржуазная революция XVII в. также развертывались в религиозном идейно-политическом облачении. Эксплуатируемые массы, выступившие с оружием в руках против феодальных господ, клеймили их как приспешников дьявола, вероотступников, призывая к установлению на земле действительного царства божьего, в котором все люди станут равными по своим правам, все будут трудиться и одинаково наслаждаться плодами труда.

 

В.И. Ленин подчеркивал, что предыстория научного социализма охватывает все периоды развития цивилизации. “Об уничтожении “сразу” всей и всякой эксплуатации давно уже, много веков, даже много тысячелетий мечтает человечество”3. Это значит, что научный коммунизм, созданный основоположниками марксизма, теоретически подытожил, обобщил многовековой исторический опыт борьбы народных масс, всех угнетенных и эксплуатируемых за свое социальное освобождение, против всех форм эксплуатации и угнетения человека человеком. К. Маркс и Ф. Энгельс научно исследовали борьбу между классами, в особенности между пролетариатом и буржуазией; они доказали, что конечным итогом этой борьбы станет социалистическое преобразование общества, упразднение эксплуататорских классов».

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 176. 

2 Там же, с. 8.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 45.

------------------------------------------------------------------------

Материалы по теме:

1.        Христианство и марксизм-ленинизм: путь познания

http://www.hrist-commun.ru/index3.html

2.        От вульгарного коммунизма к подлинному ленинизму. Сокровенная суть ленинизма

http://www.hrist-commun.ru/leninizm.htm

3.        Ленинизм и коммунистические формы религии

http://www.hrist-commun.ru/leninizm_i_com_rel.htm

4.        Кто прав: коммунисты или церковь?

http://www.hrist-commun.ru/index5.html

5.        Отречемся от ветхого мира и Новый Мир построим

http://www.hrist-commun.ru/nov_mir.html

6.        Коммунизм в религиозно-философских учениях и циклы эволюции

http://www.hrist-commun.ru/commun_zhicly.html

7.        Апокалипсис, коммунизм и грех приватизации

 http://www.hrist-commun.ru/commun_zhicly-2.html

8.        Тайна Христа и начало Эры Огня. Простая вера и тайные знания

http://www.hrist-commun.ru/zhicly_3.htm

 

На главную страницу



[1] Луначарский А.В. Религия и просвещение. М., 1985, с. 199-201.

[2] «Свобода вне нравственной системы ценностей опасна» Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил в прямом эфире на вопросы телепрограммы «Вести. Подробности». По материалам www.mospat.ru