Бусел А.И.

ОТРЕЧЁМСЯ ОТ ВЕТХОГО МИРА

И НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ!

 

Сегодня российская либеральная «элита» ищет свою «национальную идею». Отказавшись от строительства светлого будущего, она, наконец, убедилась в том, что Россия оказалась в самом тёмном прошлом: царит полная свобода низменных инстинктов, день ото дня множатся убийцы, разбойники, жулики, воры, грабители и прочие злодеи, свободно вершащие свои темные дела.

Идеи, приходящие одна за другой на ум либералам, самые амбициозные: слетать на Марс, провести международную Олимпиаду, добить экономику, здравоохранение, науку, переписать историю России и т.д. Но они никак не могут согласиться с тем, что необходимо морально-нравственное совершенствование людей. Эту идею, которая с древних времен проповедуется человечеству всеми великими Учителями, лукавые либералы видя не видят. И злословят Ленина, Сталина и коммунистов, занимавшихся формированием нового, совершенного человека. Как ни удивительно, эти злословия подогревает православное духовенство.

Придется снова напомнить о том, что первыми последователями Христа стали Апостолы, и вскоре после их проповеди в Иерусалиме пять тысяч человек образовали первую христианскую коммуну. Вот каким убедительным и плодотворным оказался первый коммунистический митинг, проведенный Апостолами, - сразу пять тысяч душ поспешили записаться в коммуну, стать коммунистами.

Но вскоре начались длительные гонения на христиан, и многие из них вынуждены были уходить в пустыни, где постепенно образовались монастыри. Самым древним и распространенным типом христианского монастыря была киновияобщежитие (от греч. κοινός общий и βίος жизнь), где всё было общим, братия безвозмездно трудилась на благо всего монастыря, который обеспечивал каждого всем необходимым.

Монастыри еще задолго до Христа существовали в индуизме, буддизме, а также в Египте. Буддийские монастыри известны с 5 века до н.э. Будда учреждал общинные общежития и заповедал общину равных как эволюцию человечества. Основой его учения является дисциплина. Как и Христос, Будда выступал против собственности. Это говорит об изначальной близости учений основателей двух современных мировых религий. Правда, в буддизме нет понятия «всемогущего» Бога, как в «авраамических» религиях. С их точки зрения, буддизм - это «атеистическое» учение. Но в буддизме вместо «всемогущего» Бога действует тот же принцип эволюции, совершенствования, что и в учении Христа. По мере очищения человека от своего низшего, животного «я» в нем развиваются скрытые высшие возможности, делающие его Богочеловеком. «Усовершенствовавшись, будет каждый, как Учитель Его», - говорил своим ученикам Христос, который показал путь совершенствования и восхождения к Богочеловечеству.

Что касается «авраамических» конфессий, исповедующих ветхий Моисеев закон (Тору), то они находятся на более низких ступенях совершенствования, - Моисеев закон «ничего не довел до совершенства», по словам Апостола Павла. И, как учили отцы монашества, «из-за медлительности ленивых и нерадивых не должны останавливаться подвижные и ревностные, так как правильнее было бы, чтобы беспечные возбуждались впереди текущими, нежели чтобы поспешающие задерживались отстающими».1

Это тем более актуально, что ветхий мир подошел к своему концу – он будет сгорать, как солома. Об этом в свое время говорил Христос, а в начале 20 века предупреждали Махатмы, называя Ленина «знаком чуткости Космоса» и Великим Учителем эволюции, подчеркивая связь чистых учений Будды и Ленина.

 

* * *

В христианстве видным теоретиком монашеской жизни стал Иоанн Кассиан Римлянин (ок.360 - 435). В его сборнике «Писаний» изложены «правила общежительных монастырей», «которые основаны святыми и духовными отцами от начала Апостольской проповеди».2

 

Как же много общего обнаруживается сейчас между Апостольскими правилами и принципами киновий - и правилами и принципами социалистического общежития! Древние «Писания» И. Кассиана – важнейшее звено в истории коммунизма. Как жаль, что идеологи марксизма-ленинизма не знали этих «Писаний», - их представление о первоначальном христианстве значительно расширилось бы. Хотя сегодня возникает впечатление, что они хорошо знали Апостольские правила общежития и утверждали их в жизни мира, создавая ковчег для спасения всех людей. Сопоставлением древних киновий и социалистического общежития мы и займемся далее.

Согласно источникам И. Кассиана, «Род жизни киновитян получил начало со времени Апостольской проповеди. Ибо таким было всё множество верующих в Иерусалиме», - «те пять тысяч душ, которые в тот день от проповеди апостольской обратились ко Христу и которые составили начало народа христианского»,3 - «[который] в Деяниях Апостольских описывается так: у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. [И великая благодать была на всех их.] Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4, 32, 34, 35)…Такова была тогда вся церковь, каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях… [Но это] было установлено Апостолами вообще для всей церкви». 4

(Для незнающих: благодать – божественная энергия, направляющая человека к спасению.)

Это еще раз подтверждает, что Христос заповедал обобществление собственности как путь к совершенству и спасению. И этот спасительный путь указан не только христианам, но всему человечеству – «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мр.16:15), «научите все народы» (Мф.28:19); «Спаситель наш Бог хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:4), а для этого надо «представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол. 1:28), «все придем [возрастем]… в мужа совершенного» (Еф.4:13).

То же самое доказывал и святой Иоанн Златоуст (350-407 гг.): «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое – от монаха… Они подлежат одинаковой ответственности… И от мирян требуется то же самое, что и от монахов… Всем людям должно восходить на одну и ту же высоту… То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно… [Христос] говоря: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…», говорит это… всему человеческому роду…» 5

По признанию И. Златоуста, он «часто молил, чтоб миновалась нужда в монастырях, и настал и в городах такой добрый порядок, чтобы никому никогда не нужно было убегать в пустыню. Но… всё пошло вверх дном, и города, где судилища и законы полны великого беззакония и неправды…» 6

* * *

Перед тем, как сравнивать социалистическое общежитие с киновией, необходимо подчеркнуть следующее.

Во-первых, социализм – это лишь начальная, несовершенная фаза коммунизма, отличающаяся в экономическом отношении принципом распределения материальных благ. При социализме распределение осуществляется по труду, коммунизме - по потребностям каждого.

Ленин: «[При социализме] каждый получает, отработав равную с другим долю общественного труда, - равную долю общественного продукта… А между тем отдельные люди не равны: один сильнее, другой слабее; один женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и т. д… Следовательно, при равном участии в общественном потребительском фонде, один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и т. д… Справедливости и равенства [в распределении], следовательно, первая фаза коммунизма дать еще не может: различия в богатстве останутся, и различия несправедливые…»7 Так что не удивительна обида некоторых на Советскую власть.

Сталин: «В социалистическом обществе имеется некоторое имущественное неравенство. Но в социалистическом обществе уже нет безработицы. Уже нет эксплуатации, уже нет угнетения национальностей… каждый обязан трудиться, хотя и получает за свой труд… сообразно количеству и качеству вложенного труда. Поэтому еще существует заработная плата, притом неравная, дифференцированная. Только тогда, когда удастся создать такой порядок, при котором люди получают от общества за свой труд… сообразно их потребностям, можно будет сказать, что мы построили коммунистическое общество…» 8 «Коммунизм представляет собой более высокую ступень развития. Принцип коммунизма состоит в том, что… каждый работает по своим способностям и получает предметы потребления… по тем потребностям культурно развитого человека, которые у него имеются». 9

Ленин подчеркивал: «Начиная социалистические преобразования, мы должны ясно поставить перед собой цель, к которой эти преобразования, в конце концов, направлены, именно, цель создания коммунистического общества… идущего… к осуществлению принципа: от каждого по способностям, каждому по потребностям».10

Заметим, что в первой христианской коммуне, - которая явилась образцом исполнения закона совершенной любви к ближнему, - распределение материальных благ производилось по потребностям - «по нужде каждого», чтобы «не было нуждающихся».

 

Во-вторых, сравнивая социалистическое общежитие с киновией, надо не забывать о том, что в монастырях новое общество создавалось из людей верующих, богобоязненных, послушных, стремящихся к совершенству и спасению, пришедших в монастырь добровольно, сознательно, и, как правило, в зрелом возрасте, не обремененные семьей и житейскими заботами, и т.д. А коммунистам в СССР пришлось впервые в мире решать величайшую и труднейшую задачу - строить спасительное общежитие в масштабах огромного и многоконфессионального государства, для всей массы его граждан: верующих и атеистов, семейных и безбрачных, взрослых и детей, грамотных и безграмотных, праведных и грешных, добрых и злых, сознательно, стремящихся к светлому будущему - и темных, противящихся собственному же спасению, и т.д. Как писал Ленин, пришлось «строить коммунизм… из массового человеческого материала, испорченного веками и тысячелетиями рабства, крепостничества, капитализма, мелкого раздробленного хозяйничанья, войной всех против всех из-за местечка на рынке, из-за более высокой цены за продукт или за труд».11

Подчеркивая важность величайшего исторического поворота от старого (ветхого) мира к Новому Миру, Ленин писал: «История человечества проделывает в наши дни один из самых великих, самых трудных поворотов, имеющих необъятное – без малейшего преувеличения можно сказать: всемирно-освободительное - значение… Из бездны страданий, мучений, голода, одичания к светлому будущему коммунистического общества, всеобщего благосостояния и прочного мира...»12

О человеке будущего Ленину не пришлось писать много – ему пришлось больше думать не о чудесном будущем, но о настоящем. «Пытаться сегодня практически предвосхитить этот грядущий результат вполне развитого, вполне упрочившегося и сложившегося, вполне развернутого и созревшего коммунизма, это все равно, что четырехлетнего ребенка учить высшей математике. Мы можем (и должны) начать строить социализм не из фантастического и не из специально нами созданного человеческого материала, а из того, который оставлен нам в наследство капитализмом. Это очень трудно, слов нет, но всякий иной подход к задаче так несерьезен, что о нем не стоит и говорить». 13

 

В-третьих, сравнивая социалистическое общежитие с киновией, нельзя забывать также о том, что строительство социализма в СССР проходило в условиях не только бешеного сопротивления со стороны бывших господствующих классов, но и постоянной внешней военной угрозы со стороны капиталистических стран - «на нас двинулся весь мир богачей». Тем и объясняется суровость диктатуры пролетариата – неимущего класса - по отношению к врагам социализма и нарушителям законов социалистического общежития. Но ведь и в Евангелии сказано: «Извергните развращенных из среды вас», «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Такой «тьмой внешней» для СССР стал западный мир капитализма, куда вынуждены были эмигрировать противники социализма.

В «Очередных задачах Советской власти» Ленин писал: «Нельзя победить и искоренить капитализм без беспощадного подавления сопротивления эксплуататоров, которые… в течение довольно долгого времени будут пытаться свергнуть ненавистную власть бедноты… Нужна железная рука…»

 

В-четвертых, не надо забывать и о том, что Апостолы и первые учителя монашества проповедовали во времена евангельского «сева», а коммунисты – во время «жатвы земли» и «сжигания плевел». Потому и меры к нарушителям законов общежития разные.

 

Цели и выгоды

монастырского и социалистического общежития

 

Как следует из «Писаний» Кассиана, цель христианского общежития – создание условий для совершенствования без забот о завтрашнем дне, о том, что будем есть, пить и во что одеваться. Обо всем этом заботится монастырское правление. А начинается совершенствование с обуздания эгоизма, своеволия и подчинения высшей дисциплине:

«Цель общежития… состоит в том, чтобы умертвить и распять свою волю [ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях] и, по спасительной заповеди о евангельском совершенстве, не иметь никакой заботы о завтрашнем дне (Мф 6, 34:[«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одетьсяИщите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне»]). Достоверно, что этого совершенства никто не может достичь, кроме киновитянина…»14

Ранние отцы монашества учили о преимуществах общежития:

«…Выгоды общежития следующие: 1) свобода от заботы о приобретении пищи, питья, одежды и других необходимых вещей, о которых в киновии заботятся настоятель и эконом… 2) Большая безопасность от тщеславия… Третья польза общежития — подчинение, умерщвление своей воли [ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях].

Св. Василий Великий [329-379] в 7 главе “Пространных правил” хорошо говорит о выгодах общежития. Первая выгода та, что никто из нас сам, без помощи других, не может приготовить себе необходимое для жизни; это в киновии удобнее достигается… 2) В одиночестве еще и то неудобство, что пустыннику нелегко узнать, что он грешит в чем-нибудь, когда некому это заметить, благосклонно вразумить, наставить... 3) В киновии больше удобств и случаев исполнять разные заповеди… Одинокий… вообще в исполнении всякого дела не может иметь столько усердия и постоянства, как в общежитии при соревновании с другим. 4) …В совокупном, согласном действии всех членов лучше выполняются все обязанности… 5) В церкви [т.е. в собрании верующих] сообщаются многим разные дарования Св. Духа для общей пользы…»15

 

* * *

Теперь о социалистическом общежитии. Начнем со свободы от заботы о завтрашнем дне: от приобретения пищи, питья, одежды и других необходимых вещей, «о которых в киновии заботятся настоятель и эконом».

Действительно, при общих фондах производства и потребления, добросовестном их учете и контроле и равномерном распределении материальных благ, «чтобы не было нуждающихся», члены общежития могут не заботиться о завтрашнем дне.

Однако поначалу жизнь в СССР, как и в киновиях, была очень суровая, скудная, голодная, нищая. Но как киновия о своих питомцах, так и социалистическое государство заботилось о трудящихся, - насколько тогда это было возможно.

В 1918-1919 гг., в тяжелейших условиях интервенции и войны, разрухи и голода под руководством Ленина была разработана и осуществлена политика «военного коммунизма»: введена продовольственная разверстка, карточная система снабжения и уравнительное распределение, запрещена частная торговля, установлена всеобщая трудовая повинность. (Потом эти временные меры были отменены и введен принцип материальной заинтересованности – невозможно сразу перейти от капитализма к коммунизму, пока не воспитано коммунистическое отношение к труду и разумные потребности.)

Принцип коммунистического распределения через общественные фонды потребления, «чтобы не было нуждающихся», прописан еще в Евангелии. Апостол Павел, который тоже создавал «общественные фонды потребления» для нуждающихся, учил: «…Чтобы была равномерность; ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано [у Моисея]: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2Кор.8:9-15).

Апостол призывал давать излишки добровольно. Коммунистам же, осуществлявшим продразверстку, пришлось принудительно «брать от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги», по словам Ленина.16

Всем известна евангельская заповедь: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь». В 1918 г. В статье «О голоде» Ленин писал: «”Кто не работает, да не ест” – как провести это в жизнь? Ясно, как ясный божий день, что для проведения этого в жизнь необходима, во-первых, государственная хлебная монополия, т.е. безусловное запрещение всякой частной торговли хлебом, обязательная сдача всего излишка хлеба государству по твердой цене, безусловное запрещение удерживания и утайки излишков хлеба кем бы то ни было. Во-вторых, для этого необходим строжайший учет всех излишков хлеба и безукоризненно правильный подвоз хлеба из мест избытка в места недостатка хлеба, с заготовкой запаса на потребление, на обработку, на посев. В-третьих, для этого необходимо правильное, справедливое, не дающее никаких привилегий и преимуществ богатому, распределение хлеба между гражданами государства, под контролем рабочего, пролетарского государства…»

Ленин обращался к питерским рабочим c призывом «организовать великий “крестовый поход” против спекулянтов хлебом, кулаков, мироедов, дезорганизаторов, взяточников, великий “крестовый поход” против нарушителей строжайшего государственного порядка в деле сбора, подвоза и распределения хлеба… Нужны десятки тысяч передовиков, закаленных пролетариев, настолько сознательных, чтобы разъяснить дело миллионам бедноты во всех концах страны и встать во главе этих миллионов… для водворения порядка…» В конце 1919 года, по словам Ленина, «приблизительно половину хлеба городам давал Компрод, другую половину – мешочники… При этом за хлеб, доставленный государством, рабочий платит в девять раз меньше, чем мешочникам. Спекулятивная цена хлеба вдесятеро выше государственной цены».17

Питерец Сергей Киров писал: «С точки зрения собственнической психологии, то, что мы [коммунисты] делаем, - грабеж, и так нас называют везде и всюду - грабителями. Да, мы грабители: мы грабим грабителей угнетенных: мы отбираем у тех, у кого есть избытки, чтобы накормить тех, кто ничего не имеет». 18 Он также разъяснял, что земное богатство коммунистам нужно для того, чтобы не было нуждающихся: «Мы каждую минуту должны смотреть за тем, чтобы в этом умножении богатств всё большую и большую роль играли те начала, ради которых мы поднимали великое Октябрьское знамя, … социалистические начала… Во всех отраслях нашей работы мы не должны забывать, … что мы строим социалистическое общество… где будет действительно полное, настоящее равенство…»19

Ленинская Программа РКП(б) (1919 г.) поставила задачу превратить школу в орудие коммунистического преобразования общества, сделать ее проводником как принципов коммунизма вообще, так и идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на трудящиеся массы «в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

 

* * *

Одной из целей общежития отцы монашества называли укрощение воли ветхого человека. Ленин тоже учил: единое общенародное хозяйство «требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей… строжайшее единство воли… Революция … требует беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей трудового процесса». 20

 

Как от руководства киновией и от самих киновитян, так от коммунистов и всех членов социалистического общежития требуется дисциплина. Ленин: «…Со времени начала социалистической революции, дисциплина должна создаваться на совершенно новых началах, дисциплина доверия и организованности рабочих и беднейших крестьян, дисциплина товарищеская, дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и организованности в борьбе…»21

«Безусловная централизация и строжайшая дисциплина пролетариата являются одним из основных условий для победы над буржуазией» 22

Сталин, в свою очередь, мыслил коммунистическую партию по организованности и дисциплине как «могучий орден», «как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность… Прав Ленин, ведя непримиримую борьбу с примиренцами… Ибо без этого… у партии не было бы внутренней спайки и сплоченности, той беспримерной дисциплины и невиданной гибкости, без которых она и руководимая ею Советская власть не смогли бы устоять против мирового империализма. “Партия укрепляется тем, что очищает себя”… Прежде всего качество, а потом количество… Партия – это командный состав и штаб пролетариата». Она «не делит и не может делить руководства с другими партиями»,23 - потому что при построении коммунизма не может быть двух и более руководящих центров, штабов.

 

* * *

Одним их преимуществ киновии Василий Великий называл соревнование между ее членами. И коммунисты всегда придавали большое значение социалистическому соревнованию как школе воспитания коммунистического отношения к труду. Развертывание социалистического соревнования – одно из основных положений ленинского плана строительства социализма.

В 1929 г., который вошел в историю ВКП(б) как год «великого перелома» в коллективизации, в обращении XVI партконференции, в частности, говорилось: «Наряду с агитационно-идейным воздействием на трудящиеся массы и репрессиями по отношению к заведомым бездельникам, паразитам, дезорганизаторам, могущественной силой подъема производительности труда является соревнованиеЛенинская идея организации соревнования на социалистических началах находит себе все большее практическое воплощение. Принципы коммунистического отношения к труду начинают внедряться в производство».24

 

* * *

Для учета и контроля за коммунистическим производством и равномерным распределением нужны честнейшие, добродетельнейшие, утвержденные в вере управленцы, экономисты, финансисты и т.д.

В «Писаниях» Кассиана, кн.1, гл. 3. говорится: «На должность эконома никто не вступает по своей воле или честолюбию, а только тот, кого собрание всех старцев, по преимуществу возраста и ради свидетельства веры и добродетелей, признает высшим и превосходнейшим». 25 Управление киновией осуществляло собрание старцев, у которых слово не расходится с делом: «[В монастырях Египта] никому не позволяется распоряжаться не только собранием, но и самим собою, пока не отречется не только от всех своих имений, но и от господства или власти над самим собою [т.е. пока не подчинит себя высшей дисциплине. – А.Б.]… Потому там избирают в начальники только того, кто сам научился делать то, что он будет приказывать делать подчиненным своим. Правильное управление и правильное подчинение есть дело мудрого и высший дар Св. Духа, потому что спасительные правила может устанавливать только опытный в добродетели… А в наших странах мы видим другие правила и уставы… оттого, что у нас настоятелями делаются незнающие установлений предков…»

И в киновии требовалось, чтобы сам воспитатель был воспитан.

В 1919 г Ленин писал: «Сначала докажи свою способность на бесплатную работу в интересах общества, в интересах всех трудящихся… способность повышать производительность труда, ставить дело образцово, а потом протягивай руку за почетным званием “коммуны”!..

Надо добиваться и добиться, чтобы это и впредь было так, чтобы все и каждый, кто называет свое предприятие, учреждение или дело коммуной, не доказывая тяжелым трудом и практическим успехом долгого труда, образцовой и действительно коммунистической постановкой дела, высмеивался беспощадно и предавался позору, как шарлатан или пустомеля…

Неизбежно, что к партии правящей примазывались авантюристы и прочие вреднейшие элементы… Всё дело в том, чтобы правящая партия, опирающаяся на здоровый и сильный передовой класс, умела производить чистку своих рядов...

Чистка партии, связанная с неуклонным повышением ее требовательности насчет работы действительно коммунистической, будет улучшать аппарат государственной власти…»26

 

* * *

Христос и Апостолы, и первые отцы монашества учили: чтобы не иметь никакой заботы о завтрашнем дне, «ищите прежде Царства Божия и правды Его».

Разумеется, Царство Божие находится не где-то в загробном мире на небе. Напротив, по учению самого Христа и первых отцов монашества, «…Царствие Божие внутри вас есть… Качество царства [Божьего] описывает и апостол, говоря: Царство Божие не пища или питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе… [NB: праведность во Святом Духе, а не праведность от Моисеева закона, что особо подчеркивал Павел]. Итак, если Царство Божие внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И напротив, которые живут в неправде, [любви к порокам], раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве дьявола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и [царство] дьявола…

Блаженный апостол не просто всякую вообще радость называет Царством Божиим, а только ту, которая в Духе Святом. Ибо он знает, что бывает и другая, достойная порицания радость, о которой говорится: мир возрадуется [казни Христа] (Ин. 16:20). Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете…»27

Итак, два царства на земле: царство истинного Бога Святого Духа - и царство диавола, Лукавого Духа, или царство мамоны.

 

Коммунисты строили Царство Божие на земле, - в отличие от официальной церкви, которая уже с конца 3-го века стала утверждать, что царство Божие надо ждать не на земле, а в загробной жизни на небе. По-видимому, уже тогда церковь отвергла аллегорическое значение слова «небо» (т.е. духовный мир), толкуя его буквально. Такое лжехристианство справедливо критиковали коммунисты. Ленин: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит терпению и смирению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду... учит безропотно переносить земной ад ради небесного будто бы рая… Современный сознательный рабочий… предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который… освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь…»

(Обвинения со стороны церкви в том, что коммунисты строили Царство Божие без Бога, напрасны. Ведь Бог Нового завета – не жестокий Иегова, как учит официальная церковь. Повторим, что в Новом завете «Бог есть любовь» между людьми, или гуманизм, или Дух Святой. Или, по Платону, Высший Разум, Высшее всеобщее Благо. А коммунизм и есть подлинный гуманизм.)

 

В 1919 г. на VIII съезде РКП(б) была принята новая Программа партии, разработанная под руководством и при непосредственном участии Ленина. Содержание этой Программы в отношении христианства разъяснялось в статье наркома просвещения Луначарского «Об антирелигиозной пропаганде». В ней указывалось «на полное несоответствие жизни духовенства и того строя, который им всегда поддерживался, - и простым и по существу крестьянским положением о правде Божьей, которая есть в сущности своей известный инстинкт братства, уравнительности, честности». Подчеркивалось, что господствующее христианство «указывает на загробную жизнь как на истинную цель бытия и этим самым дает возможность, запугивая адом и заманивая раем, заставлять массы отрекаться от своих законных требований и блуждать между химерами». Подчеркивалось, что первоначальному христианству были «присущи демократичность, уравнительный потребительский социализм и значительная доля революционности», и что «мы [большевики] оставляем многие из христианских идеалов, но хотим, чтобы Царство Божье было осуществлено на земле руками человека-труженика: земное богатство, справедливое распределение – вот то, что послужит фундаментом для дальнейшего развития всех сил, заложенных в человеке». Говорилось также «о возникновении духовенства в недрах христианских общин и о бесстыдном предательстве этим духовенством пролетарской христианской общины, путем союза с той самой властью, которая в самых энергичных выражениях осуждается Евангелием». Говорилось также о том, что надо «первоначальный смысл христианства вырвать… из рук прислужников господам, у которых оно стало оружием против масс, сделать его опять руководителем этих масс… и вновь повторить,… что ошибка всякого рода христианских социалистов заключается в том, что, веря в загробный мир и второе пришествие, они не могут быть подлинными революционерами…»28

Что касается земного богатства и его справедливого уравнительного распределения как фундамента развития сущностных сил человека, то в Учении Живой Этики сказано: «Владей всем [как общей собственностью], но не считай своим, но данным на время». То же утверждали и ранние отцы церкви: всё дано Богом в общее пользование, а человек в своей преходящей жизни - лишь временный распорядитель благ, и он не имеет права с жадностью стяжать и присваивать общее. Как говорил Василий Великий, кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним.

 

Правила монастырского и социалистического общежития

 

В первых 12-ти книгах «Писаний» И. Касссиана изложены «правила общежительных монастырей», а также «средства против восьми главных страстей», от которых необходимо избавиться, чтобы достичь истинного совершенства. Заметим, что эти правила общежития, принятые от Апостолов, были едиными для выходцев из разных социальных классов: господ и слуг, богатых и бедных. Вот их краткая обобщенная формулировка.

 

1) Братство и равенство с беднейшими братьями, господство нищеты Христовой, скромность, смирение гордыни и тщеславия выходцев из имущих классов

 

Новозаветный закон «люби ближнего как самого себя» требует прежде всего установления равенства: ближний – как ты сам, равняется тебе.

Ленин еще в 1914 году учил, что для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. После Октябрьской Революции было провозглашено равенство всех народов России и равенство всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, религии – отныне все граждане должны подчиняться законам социалистического общежития и диктатуре пролетариата.

 

Принцип равенства главенствовал в киновии, и прежде всего в материальной сфере. Вот что говорится в «Писаниях» И. Кассиана, кн. 4, гл. 3-5:

«Желающий, чтобы приняли его в общежитие…. должен доказать свое постоянство, свою готовность терпеть искушения и поношения… После строго выясняют, нет ли у него чего-нибудь из прежнего имущества, даже если это была одна монета. Ибо они знают, что не может он долго подчиняться монастырским правилам, смиряться и повиноваться, не будет переносить скудость и строгость общежития, если совесть его будет напоминать ему о тех деньгах; а если по какому-либо случаю восстанет в нем вздорность, то в надежде на свои деньги он тотчас убежит из монастыря… Даже на пользу монастыря не принимают от него денег, остерегаясь, чтобы не подать ему случая возгордиться из-за этого приношения и из опасения, что он не захочет равняться с беднейшими братьями и при таком подношении не дойдет до смирения Христова и не сможет соблюдать правила киновии. А во-вторых, чтобы в случае невозможности оставаться ему в общежитии, он при выходе не стал бы с обидою для монастыря святотатственно требовать того, что пожертвовал от усердия, в начале своего отречения [от ветхого мира]. Крепко держаться этого правила научили их многие опыты; ибо некоторые, кого приняли без предосторожности, после с большим злословием обратно требовали свои пожертвования, уже употребленные в дело…

На этом основании у всякого принимаемого отбирают всё прежнее его имущество, не позволяют ему иметь и той одежды, которую он носил прежде. Авва, среди братьев сняв с него собственную одежду, облекает его в монастырские одежды и этим дает ему знать, что для него уже сделались чуждыми все те вещи, которыми прежде обладал, и что, отвергнув всякую мирскую пышность, он должен возлюбить нищету Христову и жить уже не мирским богатством, а подаянием от монастыря; словом, — не должен иметь ничего [в собственности]. Не должен заботиться, по заповеди евангельской, о завтрашнем дне, не должен стыдиться сравняться с бедными, т.е. с обществом братьев, к которым причисляет себя Христос, не стыдился бы называть их братьями, а хвалиться должен тем, что он сделался одним из них».

Кн.1, гл. 3: «Монах должен… избегать одежды, которой можно тщеславиться и гордиться, какова есть одежда цветная, щегольская и сшитая с особенным искусством. Но и не должна быть [одежда] неопрятной от небрежности… Почитается излишним или источником гордости, тщеславия, а потому вредным [то], что употребляют не все, а только один или немногие… Одеяние их было малоценно и удобно, избегая дорогих одежд…»

Обратите внимание, что значит истинное христианское смирение: это равенство и солидарность с беднейшими братьями, укрощение гордости и тщеславия своей прежней принадлежностью к имущим классам, своим прежним богатством. Ведь сам Христос, «будучи богат, обнищал ради вас», братия. Но церковь, напротив, внушала бедным смирение перед богатыми.

Что касается «нищеты Христовой», то, по словам одного из основателей монашества Антония Великого, «нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым». А Иоанн Златоуст призывал «ограничиваться самым нужным, без чего жить нельзя».

 

Так не те ли самые принципы «уравниловки в бедности», скромности в общественной и личной жизни, которые так ненавистны буржуям, проводились в СССР и других странах социализма? «Не бедных ли мира [ветхого] сего избрал Бог быть наследниками Царствия», как сказано в Евангелии? Не явилась ли власть пролетариата, т.е. власть неимущего класса, «власть бедноты», - богоданной властью «нищеты Христовой»?!

 

«Писания» Кассиана, кн.7, гл. 25, 27: «О погибели Анании, Сапфиры и Иуды, которой они подверглись из-за сребролюбия

Верховный апостол (Петр)… зная, что имеющий что-нибудь [в собственности] не может обуздать страсть, и что положить конец ей можно не малым или большим количеством имущества, а только одной лишь нестяжательностью, наказал смертью Ананию и Сапфиру (о которых мы выше упомянули, что они удержали у себя нечто из своего имущества), так что подверглись погибели за ложь от страсти [сребролюбия]. А Иуда сам произвольно погубил себя за вину предательства Господа. Какое в этом сходство злодеяния и наказания! Ибо там (у Иуды) за сребролюбием последовало предательство, а здесь (у Анании и Сапфиры) — ложь. Там предается истина — здесь допускается порок обмана. Хотя поступки их кажутся различными, но и в том и другом случае последовал один конец. [В СССР из-за страсти сребролюбия последовали и предательство, и ложь. – А.Б.] Ибо тот (Иуда), избегая бедности, захотел возвратить то, что отверг было; а эти, чтобы не сделаться бедными, покусились удержать у себя нечто из своего имущества, которое должны были полностью принести апостолам или раздать братьям. И потому в том и другом случае следует осуждение на смерть; потому что оба порока произошли от корня сребролюбия. Итак, если на тех, которые не желали чужого богатства, а покусились удержать свое, не имели жадности к приобретению, а только желали сберечь, пало такое строгое наказание, то как надо судить тех, кто хотят собирать деньги, коих никогда не имели, и, выказывая перед людьми нищету, перед Богом оказываются богатыми по страсти корыстолюбия?...

Итак, если, оставляя все по желанию совершенства, ты последовал за Христом, говорящим тебе: пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21); то, положив руку на плуг, зачем озираешься назад, так что, по слову Господа, будешь признан недостойным Царства Небесного? (Лк 9, 62). Поставленный на кровле евангельской вершины (совершенства), для чего сходишь с нее взять что-нибудь… из того, что ты прежде отринул? (Лк 17, 31). Будучи поставлен на поле делания добродетелей, для чего, возвращаясь, стараешься переодеться в одежду мирскую, которую скинул при вступлении в самоотвержение? Если же ты, живя в бедности, не имел ничего, то тем меньше должен приобретать то, чем ты прежде не владел. Ибо, по благоволению Божию, ты для того так приготовлен, чтобы, не сдерживаемый никакими сетями денег, ты свободнее притек к Нему. Но, впрочем, никакой бедняк да не сокрушается об этом. Ибо нет никого, кто бы не имел чего-нибудь, что оставить. Тот отказался от всех богатств мирских, кто страсть к приобретению их отсек с корнем…»

Эти слова также относятся к бывшим гражданам СССР, которые сменили скромность жизни советского человека на служение мамоне.

 

2) Равенство в потреблении и забота об общем достоянии

 

Из «Писаний» Кассиана, кн. 4, гл. 14, 18: «Хотя иной [киновитянин] своим рукоделием приносит столько пользы монастырю, что прибыли от того достаточно на содержание не только его, но и многих других, однако никто не хвалится своими трудами и из прибыли ничего не присваивает себе, а каждый берет для себя только два хлебаХотя каждый всё имущество, находящееся в житницах монастырских, считает своим общим достоянием и как владелец всего должен всячески заботиться обо всех вещах монастырских, однако всякий, чтобы сохранить добродетель нищеты, удаляется от всего, считая себя больше странником, питомцем монастыря и служителем, нежели владельцем вещей…

До или после обыкновенного общего стола никому не позволяется ничего вкушать. Проходя садами, они не смеют не только рвать яблоки, но и поднять упавшие с дерева; ибо почитают святотатством не только вкушать, но и дотрагиваться рукою до того, что не предлагается всем открыто за общим обедом и не приготавливается экономом с помощью братьев же…»

 

В Учении Живой Этики тоже сказано: «При устройстве общин наблюдайте, чтобы под личиной исполнения Заветов не обнаружилось своекорыстия. За темным своекорыстием следует уничтожение творческих завоеваний… Самая существенная причина будет преимущество [одного члена общины перед другим]. Надо всеми силами разрушать этот вредный призрак. Устройство общины прежде всего предусматривает равенство. Допустите ошибку против равенства, и вы сразу натолкнетесь на губительное преимущество. Явление неравенства создает качели – больший подъем одного создает больший подъем другого. Единственный выход избавиться от расшатывания столбов – это равенство». «Сознательная община исключает двух врагов общественности – а именно, неравенство и наследование. Всякое неравенство ведет к тирании. Наследование вносит гниение в основы». («Община», 165, 200).

Маркс и Энгельс тоже полагали, что при коммунизме будет уравнительный принцип распределения. По мере продвижения к коммунизму разница между высокими и низкими доходами должна сокращаться, а личные потребности должны все более удовлетворяться за счет общественных фондов потребления, смягчающих различия в материальном положении различных социальных групп населения и семей, а также обеспечивающие одинаковые возможности в получении лечения, образования, профессиональной подготовки, духовного роста и т.д.

 

В 1917 г. в Апрельских тезисах Ленин намечал «плату всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего». Затем в ноябре 1917 г. он составил проект постановления СНК «Об окладах высшим служащим и чиновникам», по которому предельный месячный заработок народных комиссаров должен соответствовать примерно среднему заработку рабочего. Министерству финансов поручалось «изучить сметы министерств и урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии». Проект был принят Советом Народных Комиссаров. А в январе 1918 г. Ленин составил также проект постановления СНК «О заработной плате», который тоже был принят Совнаркомом, где сказано: «…Приступить немедленно к общему пересмотру и выравниванию размеров жалования и заработных плат по всем профессиям и во всех местностях страны».

В апреле 1918 г. в работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин писал: «Развращающее влияние высоких жалований неоспоримо – и на Советскую власть (тем более, что при быстроте переворота к этой власти не могло не примкнуть известное количество авантюристов и жуликов, которые вместе с бездарными или бессовестными из разных комиссаров не прочь попасть в “звезды”… казнокрадства), и на рабочую массу. Но всё, что есть мыслящего и честного среди рабочих и беднейших крестьян, согласится с нами, признает, что сразу избавиться от дурного наследства капитализма мы не в состоянии, [и] что освободить Советскую республику от “дани” в 50 или 100 млн рублей… можно не иначе, как организуясь, подтягивая дисциплину среди самих себя, очищая среду от всех “хранящих наследство капитализма”, “соблюдающих традиции капитализма”, т. е. от лодырей, тунеядцев, казнокрадов… Если сознательные передовики рабочих и беднейших крестьян успеют, при помощи советских учреждений, в один год организоваться, дисциплинироваться, подтянуться, создать могучую трудовую дисциплину, тогда мы через год скинем с себя эту “дань”…»

В 1920 г. Лениным был введен партмаксимум: оклады членов ВКП(б) не должны были превышать зарплату квалифицированного рабочего.

 

А «всесоюзный староста» и «пролетарский президент» М.И. Калинин, как некогда Апостол Павел, учил беречь общественную собственность:

«…В статье 131 [Сталинской] Конституции Союза сказано: “Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную собственность, являются врагами народа”Бережливость к общественной собственности есть коммунистическая черта…»29

 

3) Всеобщий обязательный труд на общее благо, борьба с праздностью и тунеядством: кто не работает, тот не ест

 

Из «Писаний» Кассиана:

«Святой апостол [Павел] … в послании к фессалоникийцам говорит так… умоляем же вас, братия, более преуспевать… делать свое дело… и работать собственными своими руками, как мы заповедали вам… чтобы вы поступали благоприлично пред внешними… и чтобы вы ничего ничьего не желали… [NB: в современном переводе Евангелия вместо слов «и чтобы вы ничего ничьего не желали» написано: «и ни в чем не нуждались». – А.Б.]

Причиною того, что выше порицал, апостол ясно показал праздность

Не может он [недостойный монах] не желать чужих даров и подаяний, потому что не находит удовольствия благовестно и спокойно делать свое дело, приобретать себе средства для ежедневного пропитания. Видите, сколько грехов важных и гнусных рождается от одного порока праздности! Наконец… во втором послании…[Павел пишет:] завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Итак, он повелевает удаляться от тех, которые не хотят заниматься делом, и отсекать, как члены, поврежденные гнилостью праздности, чтобы болезнь бездеятельности, как смертельная зараза, распространяющейся гнилостью не повредила бы и здоровые части тела... Считает их противниками и презрителями, так как они не стали держаться предания…

Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам [Апостолам]… Ибо мы не бесчинствовали у васМы ни у кого не ели хлеба даромНо занимались, говорит, трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… — он внушает им большую стыдливость. Ибо если он, проповедуя Евангелие и подтверждая его знамениями и добродетелями, не решается даром есть хлеб, чтобы не обременить кого-либо, то как не считают обременением других те, которые ежедневно праздные, ничего не делая, потребляют его?

Апостол для того и работал своими руками, чтобы нам представить пример трудолюбия.

Не потому, говорит апостол, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам … : ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот не ешь (Там же, 10)…

Также и в послании ефесянам апостол об этом самом труде так говорил: кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф 4, 28). Также и в Деяниях Апостольских находим, что он не только учил, но то самое и исполнял…

Апостол работал столько, сколько нужно было ему и другим, бывшим с ним, на пропитание… Давая им [пресвитерам ефесской церкви] наставления, как они в его отсутствие должны управлять церковью Божией, говорит: ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал, я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать

Принимающий к тяжести скудости принимает на себя еще тяжелый долг благодарности, молитвы за подающего, обязан чем-нибудь отплатить долг. Другое дело — добровольно воспринять нищету, нестяжательность ради Христа, для беспрепятственного следования Христу, удобнейшего угождения Богу и спасения души». (Кн.10, глава 7-11, 17-19) (NB: добровольная нищете, нестяжательность ради Христа – вот что значит «нищие духом»).

Здесь же есть такие слова Антония Великого, сказанные мирянину: «Знай же, что… ты терпишь вред… [когда] здоров и крепок телом, содержишься чужим подаянием, которое справедливо полагается только слабым. Может быть, и всякое сословие людей… ожидает подаяния от чужого труда. Потому не только те, которые хвалятся, что они содержатся имуществом родителей, или трудами слуг, или плодами своих поместий, но и сами цари этого мира содержатся подаянием. Наконец, вот постановление наших предков: всё, что расходуется на необходимое ежегодное пропитание, которое трудами рук наших не было заработано, должно относиться к подаянию, так заповедал апостол, который, совершенно запрещая праздным [людям] вспомоществование от чужой щедрости, говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь…» 30

 

* * *

А коммунистам после революции пришлось принуждать паразитов к труду. Ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.) объявляла, что «в целях уничтожения паразитических слоев общества вводится всеобщая трудовая повинность».

В работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал:

«Хлебная монополия и хлебные карточки созданы не нами, а воюющим капиталистическим государством. Оно уже создало всеобщую трудовую повинность в рамках капитализма, это – военная каторжная тюрьма для рабочих…

Пролетариат берет свое оружие у капитализма… Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются… самым могучим средством учета и контроля, таким средством, которое, будучи распространено на капиталистов и на богатых вообще, будучи применено к ним рабочими, даст невиданную еще в истории силу «приведения в движение» государственного аппарата для преодоления сопротивления капиталистов, для подчинения их государству… средство принуждения к труду… “Кто не работает, тот не должен есть” - вот основное, первейшее и главнейшее правило…

Рабочая книжка есть у каждого рабочего… Его не унижает этот документ, хотя он теперь, несомненно, является документом капиталистического наемного рабства, свидетельством на принадлежность трудящегося человека тому или иному тунеядцу.

Советы введут рабочую книжку для богатых, а затем с постепенностью и для всего населения… Богатые… должны еженедельно или через какой-либо другой определенный срок, получать удостоверение, … что ими добросовестно выполняется их работа; без этого они не могут получить хлебной карточки и продуктов продовольствия вообще (…)

У нас есть сознательные дисциплинированные долгой капиталистической “выучкой”… рабочие, которые в состоянии создать рабочую милицию и постепенно расширить ее… во всенародную милицию… Самое главное – внушить угнетенным и трудящимся доверие в свои силы, показать им на практике, что они могут и должны взяться сами за правильное, строжайше упорядоченное, организованное распределение хлеба, всякой пищи, молока, одежды, квартир и т.д. в интересах бедноты…»

К вопросам организации учета и контроля Ленину приходилось возвращаться неоднократно:

«Программа этого учета и контроля проста, ясна и понятна всякому: чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и недраной одежде, имели теплое жилье, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий от работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. “Кто не работает, тот пусть не ест" - вот практическая заповедь социализма”».31

В работе «Государство и революция» Ленин писал:

«Когда все научатся управлять и будут в самом деле управлять самостоятельно общественным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль тунеядцев, баричей, мошенников и тому подобных “хранителей традиций капитализма”, - тогда уклонение от этого всенародного учета и контроля неизбежно сделается таким неимоверно трудным, таким редчайшим исключением, будет сопровождаться таким быстрым и серьезным наказанием… что необходимость соблюдать несложные, основные правила всякого человеческого общежития очень скоро станет привычкой.

И тогда будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе…»

Начало коммунизма Ленин видел в добровольном добросовестном труде на общее благо: «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». 32 «Коммунизмом мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением“Коммунистическое” начинается только тогда, когда появляется… бесплатный, ненормированный никакой властью, никаким государством, труд отдельных лиц на общественную пользу в широком масштабе. Это не помощь соседу, которая существовала в деревне всегда, но труд, производящий на общегосударственные потребности, организованный в широком масштабе и бесплатныйЕсли в теперешней России и есть что-либо коммунистическое, то это только субботники, а остальное есть лишь борьба против капитализма за упрочение социализма, из которого, после его полной победы, должен будет вырасти тот самый коммунизм, который мы на субботниках наблюдаем не из книг, а из живой действительности».33

Ленин назвал «сознательную, добровольную, беззаветно-героическую работу простых тружеников» «началом всемирно-исторического переворота» и «фактическим началом коммунизма». Вот над этим, говорил Ленин, мы и будем работать, чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд.

«Коммунистическая организация труда, к которой первым шагом является социализм, держится и чем дальше, тем больше будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся… Мы будем работать… чтобы вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: “все за одного и один за всех”, правило: “каждый по своим способностям, каждому по его потребностям” чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд». 34

А Михаил Иванович Калинин проповедовал о великом значении общего труда, когда каждый труженик «одухотворяется общей идеей… Мы являемся счастливыми людьми, что мы живем в исключительно интересный и благодарный момент развития человечества, когда оно действительно поднимается на высшую ступень. Это обстоятельство должно еще больше подбодрить нас, должно усилить нашу энергию, закалить волю, воспитать беззаветную решимость в деле выполнения стоящих перед нами исторических задач…»35

 

4) Искоренение собственнической психологии

 

Из «Писаний» Кассиана, кн. 4, глава 13: «Излишним считаю упоминать о том правиле их [киновитян], по которому никто не должен иметь своей коробки, корзины и ничего такого, что нужно было бы запирать как собственность. Знаем, что они живут в такой скудости, что кроме рубахи, небольшой епанчи, полусапог, милоти и рогожи ничего не имеют. А в иных монастырях это правило столь строго соблюдается, что никто не смеет ничего назвать своим, и считается большим преступлением для монаха говорить: это — моя книга, моя письменная доска, мой грифель, моя одежда, мои полусапоги. За это он должен принести покаяние, если случайно, по неосторожности или по неведению, произнесет такое слово».

 

Так было в монастырях, строго придерживающихся апостольских правил. Но в начале 5 в. состояние монашества было уже иное. Вот что говорится в «Писаниях» Кассиана:

«…Иго Христово кажется нам нелегким, неприятным… Это справедливее приписать нашему упорству, когда мы, впав в безнадежность и неверие, вопреки повелению и совету Того [Христа], Кто говорит: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое раздай нищим; и приходи и следуй за Мною (Мф 19, 21), по глупому развращению поступаем превратно — удерживаем у себя земное имущество. Поскольку дьявол содержит душу нашу связанной узами его, то он, чтобы лишить нас духовных радостей, опечаливает нас уменьшением и лишением его, когда ни захочет. Он хитрым обманом производит то, что, когда приятность евангельского ига и легкость бремени сделается тяжелой для нас, запутав узами богатства и имущества, которое мы сберегаем себе для успокоения и утешения, всегда мучит нас бичами мирских забот, в нас самих производя то, чем бы терзаться… Ибо те же самые удовольствия, которыми наслаждаемся, служат для нас мучением; утешения этой плоти и услаждения, как палачи, с наказанием обращаются на своего виновника; потому что тот, кто опирался на прежнее богатство и имущество, не может иметь ни совершенного смирения сердца, ни полного умерщвления превратной воли [ветхого человека]».36

 

А теперь посмотрим, каково учение коммунистов о собственности.

Как известно, в ходе буржуазных революций 19-го в. была провозглашена «святость» частной собственности. И этот порядок был освящен христианской церковью. Энгельс писал в статье «Положение в Англии»: «Уничтожение феодального рабства сделало “чистоган единственной связью между людьми”. Собственность – природное, бездушное начало, противостоящее человеческому, духовному началу - возводится благодаря этому на трон, и в конечном счете, чтобы завершить это отчуждение, деньги - отчужденная, пустая абстракция собственности, - делаются властелином мира. Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира - усовершенствованная, законченная, универсальная продажность - носит более бесчеловечный характер, чем крепостное право феодального времени».

В «Манифесте Коммунистической партии», опубликованном в 1848 г., сказано: «Отличительной чертой коммунизма является… отмена буржуазной собственности… такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности

Вы [буржуа] приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества. Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить вашу собственность. Да, мы действительно хотим это сделать».

Ленин: «Дух… всех прежних конституций… сводился к одной собственности... Победивший пролетариат отменил и разрушил до конца собственность, вот в чем господство [этого] класса. Прежде всего в вопросе о собственности».37 «Рабочее государство – беспощадный враг помещика и капиталиста, спекулянта и мошенника, враг частной собственности на землю и на капитал, враг власти денег».38

«В первый же день диктатуры пролетариата (8 ноября 1917 г.) отменена частная собственность на землю… экспроприированы крупные собственники земли. В несколько месяцев экспроприированы, тоже безо всякого вознаграждения,… почти все крупные капиталисты, владельцы фабрик, заводов, акционерных предприятий, банков, железных дорог и так далее. Государственная организация крупного производства и промышленности, переход от “рабочего контроля” к “рабочему управлению” фабриками, заводами, железными дорогами…» 39 Порча конфискуемого имущества, отныне принадлежащего всему народу, была объявлена тяжким преступлением. Вся земля с её недрами обращена во всенародное достояние.

Но первые годы Советской власти оказались особенно трудными для коммунистов – собственническая психология не могла исчезнуть сразу, как и у киновитян. В 1918 году Ленин писал: «Начав коммунистическую революцию, рабочий класс не может одним ударом сбросить с себя слабости и пороки, унаследованные от общества помещиков и капиталистов, от общества эксплуататоров и мироедов, от общества грязной корысти и личной наживы немногих, при нищете многих. Но рабочий класс может победить… старый мир, его пороки и его слабости, если против врага будут двигаемы новые и новые, все более многочисленные, все более просвещенные опытом, все более закаленные на трудностях борьбы отряды рабочих… Нужно вдесятеро больше железных отрядов сознательного и бесконечно преданного коммунизму пролетариатаТогда мы поднимем революцию до настоящего преддверия социализма».40

Задачу преодоления собственнической психологии Ленин ставил в том же году и перед работниками просвещения:

«[Буржуазное] общество обрабатывает массы через церковь, через весь институт частной собственности.

Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной “правде” противопоставить свою правду и заставить ее признать…

Цель политической культуры, политического образования – воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок…»41

Во времена НЭПа, когда ради смычки с крестьянством было допущено временное отступление в сторону государственного капитализма, сама партия оказалась зараженной мелкобуржуазными элементами. Было принято решение об очередной чистке партии. В письме ЦК РКП(б) от 27 июля 1921 г. говорилось, что в партию проникают «многие мещанские и полумещанские элементы, карьеристы, чтобы “выйти в люди”. Социально чуждые нам элементы вносят большое разложение в наши организации». Пришельцы из меньшевистского лагеря «не совлекли еще с себя ветхого Адама мелкобуржуазного меньшевизма». Они заражают не только партийные организации, но и профсоюзы. «Необходима систематическая война против мелкобуржуазных влияний, пытающихся проникнуть в нашу собственную средуНет звания выше, чем звание революционера-коммуниста, члена РКП. Добьемся того, чтобы это звание носили лишь те, кто его действительно заслужил».42

В результате чистки из РКП было исключено 160 тыс. человек.

О примазавшихся мелкобуржуазных элементах говорилось и в принятой ХI съездом резолюции «Об укреплении и новых задачах партии»:

«В ряды партии неизбежно устремились, ища приложения своих сил, такие группы и слои, которые при иных обстоятельствах находились бы не в рядах Коммунистической партии, а в рядах социал-демократии или другой разновидности мелкобуржуазного социализма. Эти элементы… не совлекли с себя ветхого Адама мелкобуржуазности и приносят в РКП свою мелкобуржуазную психологию и навыки мысли… Партия должна ясно сознавать опасности, связанные с новой экономической политикой, она должна с увеличенной энергией бороться против попыток использования НЭП для насаждения буржуазных нравов в самой партии. Беспощаднейшим образом должны преследоваться попытки личной наживы “коммунистов”-руководителей государственных или хозяйственных органов…».43

Наконец Лениным было принято решение о переходе крестьянства к социализму не через. государственный капитализм, а через кооперацию. Она позволяет постепенно внедрить основы коллективизма и является наиболее простым, легким и доступным для крестьянина путем перехода к коллективному производству.

Проводить сплошную коллективизацию и переделывать психологию крестьянства довелось уже Сталину. «В колхозах крестьяне окончательно изживут мелкособственническую психологию, жажду накопления, унаследованную от поколений мелких собственников, лишь в результате годов упорной работы над проведением под колхозы базы крупного механизированного хозяйства, упорной работы над созданием кадров из среды колхозников и культурного подъема всей колхозной массы…»44 Под управлением И.Сталина партия провела большую работу по строительству совхозов и колхозов.

Большое значение в борьбе с собственнической психологий имело сталинское постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». В нем говорится, что общественная собственность священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на нее, должны быть рассматриваемы, как враги народа, ввиду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов Советской власти.

 

О том же в свое время писал киновитянам авва Евагрий (вт. пол. 4 в.): «Кто растрачивает [общее] монастырское добро, [тот] святотатствует» 45 - т.е. ворует святое, крадёт у Бога. СССР был таким же монастырем для спасения человеческих душ.

 

* * *

В 1936 г. был утвержден проект новой Конституции СССР. Она гласила, что СССР вступал в новую полосу развития, полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунистическому обществу, где руководящим началом общественной жизни должен быть коммунистический принцип: «От каждого – по его способностям, каждому – по его потребностям» (разумеется, по разумным потребностям).

В резолюции XVIII съезда ВКП(б) (1939 г.), было сказано: «СССР вступил в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей – строителей коммунизма».

 

Восхождение к высшему совершенству

 

Обобществление собственности, устройство социалистического общежития, установление справедливых общественных отношений, налаживание общественного производства и справедливого распределения, строительство материально-технической базы коммунизма, словом, все, что касается создания внешних условий для развития человека, его совершенствования и познания, «чтобы не иметь никакой заботы о завтрашнем дне», - это лишь то, что относится к первой, начальной части Христовой заповеди совершенства: «продай имение твое и раздай нищим [в общину]».

Но «это не есть целое и во всем полное совершенство, а только часть совершенства», говорят отцы монашества.46

Другая часть Христовой заповеди совершенства заключается в словах: «…и последуй за Мною, взяв крест свой».

Разумеется, эти слова не надо понимать буквально, как поначалу случилось с некоторыми христианами. Смысл этих слов разъяснял Апостол Павел: «Ветхий наш человек распят с Ним [Христом], чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха… Во Христе вы научились… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22). «Те, которые Христовы, распяли плоть свою со страстями и похотями» (Рим.6: 2).

В терминологии коммунистов это значит – совлеките с себя «ветхого Адама» буржуазности и наемного рабства, и возрастайте в нового, совершенного, высоконравственного, высокосознательного, высокодуховного человека.

Эти задачи ставились коммунистами уже с первых лет Советской власти.

1924 г., нарком просвещения Луначарский А.В.: «Социалистический идеал должен быть так построен, чтобы способствовать наивысшему развитию каждой личности...»

1925 г., Калинин М.И.: «Главная и основная задача… создать действительно новое молодое поколение… создать нового человека, бороться за действительное братство народов, за коммунизм».

1926 г.: «Надо растить нового, более совершенного человека». «Партия должна поставить себе задачей подготовить в лице комсомола всесторонне физически и духовно развитую молодежь».

1928 г.: «Теперь более чем когда-либо перед нами стоит задача формирования нового человека… задача построения нового общества».

1927 г., Луначарский А.В.: «Будущее поколение надо поднять выше себя, к солнцу социализма…»

1928 г.: «Буржуазия стремится воспитывать, стремится известные рефлексы, известные правила поведения превращать в инстинкт. Мы тоже это должны делать… дошкольным воспитанием в детском саду, через школу, путем прямого влияния нашей среды, воздействия друг на друга и самого на себя, чтобы у нас пролетарские элементы восторжествовали и превратились в инстинкт, как говорил Владимир Ильич, в нашу пролетарскую мораль»47

В 1928 г. ЦК ВКП(б) обязал соответствующие органы выработать улучшенную систему и педагогически обоснованные методы пионерской работы, сделать понятными и близкими для детей общие цели, за которые борются компартии всего мира, развивать в детях чувство международной пролетарской солидарности, воспитывать в них навыки коллективизма, пробуждать интерес к труду, вовлекать в общественную жизнь, помогать повышению успеваемости, ликвидации неграмотности и т. д.48

М.И. Калинин поставил перед учителями и комсомолом задачу формирования нового человека, развития и укрепления пролетарской морали и воспитания на этой морали будущего поколения, развития духа коллективности, прививки коллективистских качеств, культивирования и развития таких качеств, как самопожертвование, отвага, смелость, бесстрашие, прививка самых лучших человеческих качеств: любви к своему народу, к трудящимся, честности, храбрости, товарищеской спайки, любви к труду. Подчеркивалась недопустимость безответственных отношений между парнями и девушками.49

В 1931 г. было принято важнейшее постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, где в основу всей дальнейшей работы школы были заложены ленинские указания о тесной связи школы с задачами строительства социализма и «воспитания подрастающего поколения, способного окончательно установить коммунизм».

1938 г., Калинин М.И.: «У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества… Это, во-первых, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам. Человек должен любить людей, во-вторых, честность В-третьих, храбрость. Социалистический человек - человек труда, он хочет завоевать весь мир, вселенную раздвинуть разумом человека. В-четвертых, товарищеская спайка; в-пятых, это надо любить труд и честно относиться к труду…»

И так далее.

Эти задачи решались вместе со строительством материально-технической базы социализма. Партия неустанно повторяла о необходимости преодоления пережитков старого (ветхого) мира, борьбы с собственнической психологией, воспитания трудящихся в духе коммунистической морали, подъема их коммунистической сознательности.

 

* * *

Теперь обратимся к правилам достижения высшего совершенства в киновии, которые, повторим, заключаются в словах: возьми крест свой и последуй за Христом, т.е. распни в себе ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекись в нового человека, созданного по Богу».

И эту вторую, более трудную часть заповеди совершенства стремились исполнять наиболее успешные из христиан. Поначалу они и назывались монахами (греч. monachos – одинокий), судя по следующим словам «Писаний» И. Кассиана, кн.2, гл. 5:

«Говорят, что в начале веры христианской, когда имени монахов удостаивались немногие испытанные, которые, приняв правила жизни от евангелиста Марка, бывшего первым епископом в Александрии, не только обладали теми свойствами, какими отличалась… первенствующая церковь (Деян 4, 32-35), но еще достигали высших совершенств. Так, например, удаляясь в уединенные подгородные места, вели столь воздержанную жизнь, что вызывали изумление в иноверцах, потому что с таким усердием днем и ночью занимались чтением Св. Писания, молитвой и рукоделием, что и голод не прерывал их поста, разве что на другой или на третий день принимали пишу не лакомую, а только необходимую, и ту при закате солнца, дневное время употребляли на духовное размышление, а заботам о теле посвящали только ночь, и другие более высокие подвиги совершали».

Итак, среди первых христиан были «немногие испытанные», которые стремились к искоренению в себе животных, плотских похотей и страстей, распятию (умерщвлению) своего ветхого, низшего, животного «я» и облечению в нового человека, каким был Христос, - чтобы в конце концов достичь светлого будущего - Преображения, т.е. зримого сияния ауры: «праведники воссияют, как солнце». Это и есть «сияющие вршины коммунизма», о которых говорится в Программе КПСС 1961 г. («Каждый новый шаг к сияющим вершинам коммунизма воодушевляет трудящихся всех стран...»)

Конечно, с началом строительства Нового Мира некоторые прежние практики достижения высшего совершенства уже отошли в прошлое, как-то: отшельничество (уход из ветхого мира), частые упражнения в чтении Св. Писания, посты, бдения, изнурение плоти, и т.п. Новая эпоха требует иных практик и иных подвигов самоотречения и самоотверженности, нежели 2 тысячелетия назад. Но от этого правила достижения высшего совершенства не умаляются.

Первоучителя монашества так говорили о распятии ветхого человека в себе:

«Наше самоотвержение есть не что иное, как духовное умерщвление [ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях] и образ распятого [Христа].

Отречение [наше от ветхого мира] есть не что иное, как знак того, что мы распялись миру и умерли [для него: «Не любите [ветхого] мира, ни того, что в мире: кто любит [ветхий] мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в [ветхом] мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца [нового мира], но от [ветхого] мира сего», как писал Апостол Иоанн]. Итак, знай, что ты сегодня умер для [ветхого] мира, дел и похотей его и, по апостолу, распялся ему, а он — тебе (Гал 6, 14). Держи же в уме крест, под знамением которого ты должен жить, ибо не ты уже живешь, а живет в тебе [Христос,] распявшийся за тебя (Гал 2, 20), и как Он за нас висел на крестном древе, так и мы, пригвоздив… свою волю [ветхого человека] и все желания наши, должны не служить страстям нашим, а постоянно умерщвлять их, чтобы таким образом исполнить заповедь Господню: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10, 38). Но ты, может быть, скажешь: как можно человеку постоянно носить крест свой, или как живой может быть распятым? Послушай краткое объяснение того.

Крест наш состоит в страхе Господнем… Мы свою волю и желания должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, а по закону Господа [Христа], с которым мы сораспялись. И как пригвожденный к кресту… считает себя умершим для всего вещественного… так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть для всего, т.е. не только для плотских пороков, но и для всего [ветхого] мирского… таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти». Кн.4, гл. 34-35.

«Отвержение [ветхого] мира есть не что иное, как знак умерщвления [ветхого человека в себе] и креста». Кн.12, гл. 25.

 

Одним словом, как призывали большевики, «отречемся от старого мира, отряхнем его прах в наших ног», и устремимся в светлое будущее: «мы новый мир построим».

Так и в киновиях главная задача – устремить волю всех верующих к высшему совершенству. Как сказано в «Писаниях» И.Кассиана, Кн.4, гл. 8,36,38:

«Старец тот, [под наблюдение которого отдается принятый в монастырь,] прежде всего старается научить его побеждать свою волю [ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях], желания, чтобы он мог постепенно восходить к высшему совершенству Многими опытами доказано, что не может обуздать своих похотей тот монах (особенно из молодых), который не научился послушанием умерщвлять свою волю [ветхого человека]. Поэтому они говорят, что тот, кто не научился сначала побеждать свою волю [ветхого человека], тот никак не может подавлять гнев, уныние, блудную похоть; не может иметь истинного смирения, постоянного единения и согласия с братьями и долго пребывать в общежитии…

Отречение наше [от ветхого мира] не принесет нам пользы, если будем привязываться к тому, от чего отреклись. Итак, остерегайся приобретать те вещи, от которых ты уже отрекся, и вопреки повелению Господню не возвращайся с поля делания евангельского… не обращайся к земным похотям и занятиям и с кровли [т.е. вершины] совершенства не сходи за тем, что ты бросил. Остерегайся вспоминать о родителях [ведущих ветхую жизнь], о прежнем пристрастии, не вдавайся в [ветхие] мирские заботы, чтобы, обратившись вспять, тогда как ты взялся за плуг, не лишиться Царства Небесного (Лк 9, 62). Смотри, чтобы та гордость, которую ты ныне сокрушил верою и смирением, не стала пробуждаться в тебе…. Старайся пребыть до конца жизни в той нищете, которую обещал перед Богом и ангелами Его. Того смирения и терпения, с которыми ты, стоя за монастырскими воротами, просил принять тебя, не только не оставляй, но еще более возрастай в них и совершенствуйся. Большое бедствие будет тебе, если ты, обязанный от первых начал восходить к совершенству, будешь от совершенства спускаться к низшему. Ибо не тот спасен будет, кто хорошо начал эти добродетели, но кто до конца сохранит их

Отрекающийся от [ветхого] мира должен приготовиться к искушениям и подражать немногим… Приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждению, а к искушениям и огорчениям… Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие… потому что узки врата и тесен путь, вводящие в жизнь, и немногие находят их... Знай, что ты в числе немногих избранных и, смотря на пример и холодность многих, не охладевай, а живи так, как живут немногие, чтобы с этими немногими удостоиться тебе Царствия Небесного. Ибо много званых, а мало избранных… и мало то стадо, которому Отец благоволил дать Царствие… Знай, что тяжко грешит тот, кто, обещав быть совершенным, делается несовершеннейшим…»

 

Это далеко не всё учение отцов монашества о достижении высшего совершенства – продолжение см. в работе «Апокалипсис, коммунизм и грех приватизации» http://www.hrist-commun.ru/commun_zhicly-2.html

 

* * *

Конечно, совершенная любовь к ближним выражается уже в добровольном обобществлении собственности, равенстве с беднейшими братьями и равномерном распределении материальных благ. Однако как в монастырской киновии, так и в социалистическом общежитии многие оказались вынужденно: первые были движимы страхом Божьим, вторые – принудительным обобществлением собственности. Как те, так и другие внешне подчинились правилам общежития, но внутренне остались ветхими людьми.

Увы, даже после длительного коммунистического воспитания очень многие из бывших граждан СССР, которые, казалось бы, уже обуздали свое низшее, ветхое «я», с падением «железного занавеса» не выдержали искушений и испытаний, скатились с духовной высоты советского человека, соблазнились обольщениями капитализма и либерализма, поддавшись страсти к деньгам, роскоши, плотским удовольствиям и наслаждениям.

 

Но все же ленинские зерна не пропали и приносят свои плоды.

 

 

 

1 «Писания» И. Кассиана. Из двадцать первого собеседования аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу. Глава 9.

2 Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. 1993. Введение.- Интернет.

3 «Писания» И. Кассиана. Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). Глава 20.

4 Там же. Восемнадцатое собеседование аввы Пиаммона. Глава 5. .

5 Святой Ионн Златоуст. Полное собрание творений. Т.1, ч.1. Слово третье: К верующему отцу. 14. - http://predanie.ru/lib/book/read/68199/

6 Там же.

7 Из статьи «Государство и революция» (ноябрь 1917 г.)

8 Сталин И.В. Сочинения. Т.14. С.131, 132

9 Там же. С. 91.

10 Седьмой экстренный съезд Советов РКП(б). Из Доклада о пересмотре Программы и изменении названия партии.

11Из статьи «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов».

12 Из статьи «Главная задача наших дней».

13 Из работы «Детская болезнь левизны в коммунизме».

14 «Писания» И.Кассиана. Из девятнадцатого собеседования аввы Иоанна (Диолкосского). Глава 8.

15 Там же. Глава 5.

16 Из статьи «О продовольственном налоге».

17 Из статьи «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».

18 Киров С.М. Избранные статьи и речи. С. 141.

19 Там же. С. 462-463.

20 Из статьи «Очередные задачи Советской власти».

21 Из доклада СНК на 5-м Всероссийском съезде Советов Р., К., С и К.Д. 5 июля 1918 г.

22 Из работы «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».

23 И.В. Сталин. Соч., т.5, с.71-72, 374, 384, 727.

24 КПСС в резолюциях и решениях съездов… Т.4,. С. 248-253.

25 «Писания» И. Кассиана. Из двадцать первого собеседования аввы Феоны (первого). Гл. 1.

26 Из работы «Великий почин»

27 «Писания» И. Кассиана. Из первого собеседования аввы Моисея. Глава 13.

28 Луначарский А.В. Религия и просвещение. М., 1985, с. 199-201.

29 Калинин М.И. Избранные произведения. Т. 3. С. 404, 406-407, 408-409, 413, 414.

30 «Писания» И. Кассиана. Из двадцать четвертого собеседования аввы Авраама. Глава 11,12.

31 Из статьи «Как нам организовать соревнование».

32 Из речи на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей 4 декабря 1919 г.

33 Из доклада о субботниках на Московской общегородской конференции РКП(б) 20 апреля 1919 г.

34 Из статьи «От первого субботника ко всероссийскому субботнику-маевке»

35 Калинин М.И. Избранные произведения. Т. 2, с. 533-534

36 «Писания» И. Кассиана. Из двадцать четвертого собеседования аввы Авраама. Глава 24.

37 Из Доклада Центрального Комитета IX Съезду РКП(б) 29 марта – 5 апреля 1920 г.

38 Из письма к рабочим и крестьянам.

39 Из статьи «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата».

40 Из статьи «О голоде».

41 Из речи на Всероссийском совещании политпросветов.

42 КПСС в резолюциях и решениях съездов… Т. 2, с. 272-277.

43 Там же. Т.2, с. 336-343.

44 Там же. Т. 4, с. 459.

45 «Добротолюбие», т.1. Авва Евагрий. Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах, 30.

46 «Писания» И. Кассиана. Из девятнадцатого собеседования аввы Иоанна (Диолкосского). О цели киновии и пустынножительства. Глава 9.

47 Луначарский А.В. Собр. соч., т. 7, с. 552-580.

48 КПСС в резолюциях и решениях съездов… Т. 4, с. 94-98, 103.

49 Калинин М.И. Избранные произведения в 4-х т. М., 1960, т. 2, с. 249-253, 324-325.